На заседании Комиссии по демонополизации экономики при Правительстве РК, прошедшем 31 марта в Нур-Султане, проблему пастбищ на селе Премьер-Министр Алихан Смаилов охарактеризовал как чрезвычайно острую. Причем во всех регионах.
И буквально накануне на заседании Комиссии партийного контроля при Акмолинском региональном филиале партии «AMANAT» шла речь о том, как обстоят дела с пастбищными угодьями в нашей области. Разговор, как всегда на этой партийной площадке был острым, предложения – конструктивными.
Множество вопросов члены комиссии задавали уже в ходе выступления руководителя отдела учета земель и землеустройства областного управления сельского хозяйства и земельных отношений Жумажан Бейсембаевой. Уж очень животрепещущая тема – пастбища и корм для скота, который держат на своих подворьях сельчане.
По информации, предоставленной Жумажан Ануарбековной, в личных подворьях 605 акмолинских населенных пунктов по данным похозяйственного учета насчитывается 774,5 тыс. голов сельскохозяйственных животных, из них КРС – 241,6 тыс, МРС – 407,7 тыс, лошадей – 125,2 тысяч.
Предельно допустимые нормы нагрузки на пастбища рассчитываются по каждому региону отдельно, в зависимости от природной зоны, типа пастбищ… В нашей области установлена норма для КРС от 6,5 до 13,5 га, для овец и коз от 1,3 га до 2,7 га, лошадей от 7,8 га до 16,2 га.
При пересчете поголовья сельхозживотных на условную голову дефицит пастбищных угодий для выпаса скота ЛПХ в 441-м населенном пункте составил – 558,8 тыс.га, в 164 населенных пунктах имеется профицит площадью 208,6 тыс га.
После того, как докладчик проинформировала о размерах дефицита пастбищ, прозвучал вопрос-предложение: «Возможно, в некоторых случаях целесообразно нормы нагрузки на пастбища пересмотреть в сторону уменьшения?».
Поддержал это предложение и выступивший на заседании председатель Целиноградского территориального филиала партии, аким района Бахидбек Оспанов. Согласны с ним и специалисты профильного ведомства: «По нашей области средняя норма нагрузки составляет 8 га на одну голову. Она превышает реальные потребности. В центральные уполномоченные органы соответствующее предложение уже направлено».
Конечно, индивидуальный подход в решении проблемы нужен в отношении каждого села и каждого района. В Ерейментауском и Жаркаинском районах дефицита пастбищных угодий нет. Но в соседнем с ним Жаксынском – пастбищ не хватает в каждом из входящих в него 25 сел.
Результаты общего анализа таковы: наиболее острый дефицит угодий сложился в Зерендинском, Целиноградском, Бурабайском, Биржан сал, Буландынском районах. Как видим, каждый из них либо граничит с областным центром или столицей, либо в них расположены крупные производственные комплексы. Поэтому оттока населения, видимо, не будет. Но можно ли прогнозировать рост числа ЛПХ?
Ответа на вопрос о прогнозных расчетах количества ЛПХ, скота, количества пастбищ, которые могут понадобиться в ближайшей перспективе, члены КПК не получили ни от Жумажан Бейсембаевой, ни от руководителя областного департамента по управлению земельными ресурсами Ергали Шорина.
А ведь меры, предлагаемые для снижения дефицита пастбищ, включают и возможность изъятия «пашни, расположенной, в том числе, и за границами населенных пунктов с дальнейшей трансформацией акиматами районов (городов) в пастбища с проведением землеустроительных работ на безвозмездной основе». Молодежь, как известно, в селе остается редко, владельцы частных подворий моложе не становятся. Трансформировать пашню в пастбище куда проще, чем наоборот.
Уже в прошлом году в целом по области местными исполнительными органами включены в границы населенных пунктов 33 тыс. га прилегающих к ним земель запаса. 2,1 тыс. га пастбищ образовано на месте земель, изъятых у КХ и ТОО. Всем предоставлены альтернативные участки. Заключен договор с учреждением лесного хозяйства о возможности выпаса скота на площади 13 тыс. га.
Главная проблема при этом – нехватка свободных, равноценных земельных участков, которые можно было бы предложить взамен изымаемых под пастбища.
Отсюда и предложение об изменениях в Земельном кодексе РК, которые давали бы право «изъятия земель для государственных нужд без предоставления равноценного участка в случае его отсутствия с выплатой упущенной выгоды землепользователя».
Определенные надежды порождает рассматриваемый сейчас Мажилисом Парламента РК законопроект «О личном подсобном хозяйстве». Он, в частности, предусматривает расширение площадей существующих земельных угодий, находящихся в ведении сельских акимов и предназначенных для общественного пользования; выделения земельных угодий кооперативам ЛПХ. Для освоения земель, не имеющих необходимой инфраструктуры для ведения хозяйственной деятельности заложена норма, позволяющая МИО закладывать необходимые для этого расходы при бюджетном планировании.
Как известно, законотворчество – процесс довольно долгий. Тем более сложно устранить противоречие между новыми и уже существующими нормами. К примеру, действующий Земельный кодекс не дает права изъятия под пастбища находящегося в границах населенного пункта земельного участка в том случае, если арендатор использует эти земли по назначению.
Сложность работы понятна. Но пасти скот надо будет уже через неделю-другую, через пару месяцев – корма заготавливать.
Остроту вопроса могут смягчить заключаемые между землепользователями и МИО меморандумы. В отличие от классических договоров, они каких-либо юридических обязательств на договаривающиеся стороны не накладывают. Но тем не менее, по словам Бахидбека Оспанова, «меморандумы в нашем Целиноградском районе работают. Во многом благодаря им удается предотвратить возможную социальную напряженность».
Разобраться с заложенными землями, и никаких изъятий участков не понадобится, – единодушно отреагировали участники заседания, получив ответ на вопрос «Сколько земли оказалось в залоге у банков второго уровня и других микрокредитных организаций». Акмолинцы не могут распоряжаться, получить дивиденды на свои паи трех млн га сельскохозяйственных земель. Оказались они в залоге в разное время и по разным причинам.
— Возможно, руководитель хозяйства, взявший кредит под эти земли, меркантильных интересов не преследовал, но бизнес – это бизнес. Тем более, сельскохозяйственный, в нем риски особенно велики, – говорил Ергали Шорин. – Разбираемся в каждом конкретном случае.
Глава государства не раз выражал серьезную озабоченность нехваткой земель сельхозназначения. Одной из причин этого как раз и является большое количество неиспользуемых земель, находящихся в залоге или в собственности банков. При этом Президент подчеркнул, что решать эту проблему надо строго в правовом поле.