«Магия серебра»

интерактивный музейный урок

В рамках программы «Рухани жаңғыру» и поддержки «Единой программы воспитания», в ЦДЮТ «Арман» для педагогов и учащихся, в преддверии празднования международного женского дня 8 марта, прошёл интерактивный музейный урок «Магия серебра». Целью урока было представить национальные ювелирные украшения второй половины ХХ столетия из фонда историко-краеведческого музея.

Отрадно, что идею проведения такого нужного мероприятия для подрастающего поколения поддержали директор ЦДЮТ «Арман» Тургужина А.А., несмотря на то, что в тот день это было уже пятое мероприятие.      

Интерактивный музейный урок начался исполнением кюя известного казахстанского кюйши-композитора Абдимомына Желдибаева под названием «Ерке сылқым». Данное произведение входит в Золотой фонд казахской музыкальной культуры и пользуется огромной популярностью у народа. Произведение очень понравилось присутствующим девушкам и гостям урока.

Затем Гульден Умиргалиевна ознакомила присутствующих с историографией использования серебра зергерами (мастерами), используя вопросы из единого национального тестирования по предмету «История Казахстана» на тему «Ювелирное искусство казахского народа». Всего из фонда краеведческого музея было представлено 24 музейных экспоната (білезік – 12 наименований, сырға – 5 наименований, сақина – 2 наименования, қапсырма – 4 наименования, женский шапан).

Демонстрация музейных экспонатов началась с 12 браслетов, представленных в трех видах: литые білезік — металлические изделия из сплавов, имитирующих серебро, которые производились путём заливки металлов в расплавленной форме в специальные литейные формы. Затем происходило застывание, и в конечном итоге браслеты приобретали конкретные очертания в национальном стиле.

Шарнирный білезік представляет собой изделие, где две части одной детали соединены шарниром. В основном, шарнирные браслеты – металлические пустотелые. Поверхность внешней стороны связана цепочкой (пружиной), их как правило, серебрят, золотят, покрывают чернью, гравируют.

Бес білезік входит в наряд невесты и состоит из перстней и браслетов, связанных цепочкой, без инкрустации.

Однако особый интерес у девушек вызвали следующие музейные экспонаты: два представленных сақина. Кольцо «Птичий клюв» или «Қус тумсык».

Историческая справка: Украшение внешне похоже на птичий клюв. В давние времена в казахских семьях к рождённой в доме дочери относились, как к гостье. Родственники понимали, что как только девочка вырастет, она покинет родной очаг. Тогда такие кольца носили невесты, которые были ещё свободны и не засватаны. Знак того, что ты свободна и готова к замужеству, можно было подать окружающим, надев специальное кольцо клювом вверх.

В народе по данному факту даже есть такая поговорка: «Хочешь замуж, надевай кольцо «клювом» вверх!». Когда молодая особа выходила замуж, украшение у неё так и оставалось. Теперь оно выполняло функцию связующего звена с отчим домом. Дело в том, что в те далёкие времена очень часто девушек выдавали замуж в другие, дальние аулы. Если приехавшим родственникам она отдавала кольцо для дальнейшей передачи его матери, это значило, что она живёт счастливо и у неё всё хорошо. Получившая такие радостные известия мать накрывала дастархан и звала гостей праздновать. Такое кольцо было у каждой молодой казашки и часто передавалось из поколения в поколение по материнской линии..

Однако были случаи, когда уже замужняя женщина надевала кольцо клювом вниз. Это означало, что ей плохо в доме мужа и она нуждается в помощи родных. Тогда старейшины обоих родов (семей), съехавшись вместе, решали сложные вопросы методом переговоров. В итоге у них получалось сохранять молодую семью.

Второй музейный экспонат из данной серии также заинтересовал учащихся. Присутствующие были ознакомлены с самой сложной частью работы музейного сотрудника, а именно фондовой работой (которая включает в себя изучение и описание музейного предмета, с обязательной проверкой содержащихся в нем сведений. Описание обычно составляется владельцем предмета, но зачастую также производится сотрудником музея по словам владельца).

Легенда экспоната: Кольцо №2 (женское украшение) состоит из шинки и каста круглой формы. Каст весьма лёгкий, декорирован камнем красного цвета, имеющим микротрещины. Размер кольца: диаметр — 1,7 см. Кольцо выполнено в технике ковки, гравировки и инкрустации. Экспонаты были переданы в дар в 2007 году горожанкой г. Щучинска — Касеновой Б.Б., бывшим директором СШ №5. Данная техника инкрустации изделия недорогими камнями особенно распространена в северном регионе, в окрестностях г. Көкшетау, г. Щучинска, п. Бурабай.

Весьма интересную историю появления данных ювелирных украшений в частной коллекции рассказала присутствующим ветеран педагогического труда, почётный гражданин Бурабайского района Касенова Б.Б.                             

О шлифованном орнаменте на білезік «Қошқар мүйіз» познавательным мнением поделилась заведующая художественно-эстетического отделения ЦДЮТ «Арман» Газезова Н.К. В завершении мероприятия был показан видеоролик «Сиқырлы күміс», и в рефлексии урока было дано задание: продолжить пословицы и поговорки о ювелирном искусстве казахского народа.

Интерактивный музейный урок вызвал восторг и интерес у присутствующих учащихся. Они долго рассматривали представленные украшения и пришли к выводу, что ношение национальной одежды и национальных украшений не только красиво, но и патриотично.

Г. Шамиганова,                                                                                                  специалист-организатор ЦДЮТ «Арман»