Маг своего творчества

8 декабря отмечается Международный день художника. Этот день приглашает нас заглянуть в мир искусства, в котором каждая кисть становится волшебной, а каждый художник – магом своего творчества. В честь этого события мы решили поближе познакомиться с одним из творческих людей Бурабайского района – художником, членом творческого объединения «Арт Бурабай» ЕРМОЛЕНКО Геннадием Николаевичем. В нашем интервью мы обсудили источники вдохновения, великих мастеров, подход к работе, открывая для читателей уникальный взгляд на мир искусства через глаза талантливого художника. Также затронули проблемы нашего родного города.


Геннадий Николаевич Ермоленко родился 1 августа 1956 года в селе Успеноюрьевка  Щучинского района. Там же закончил 10 классов. В 17 лет он поехал поступать в художественное училище в г. Алма-Ата, но сложилось так, что художественного образования он не получил… Отслужил срочную воинскую службу, позже — работа водителем в Щучинском ПАТП. Далее стал заместителем руководителя ОЮЛ «Ассоциация Пассажирские перевозки г. Щучинска».

— Геннадий Николаевич, многие знают Вас по работе в ПАТП. Но сегодня мы с Вами поговорим о другой вашей стороне личности – творческой. Как началось Ваше увлечение рисунками?

— Буквально с самого детства. Это увлечение было со мной столько, сколько я себя помню. Больше всего люблю рисовать портреты, сейчас разнообразил свое творчество и помимо портретов занимаюсь пейзажами.


— Расскажите про Алматинское училище. Как так получилось, что Вы туда не поступили?
— Нужно было приехать и показать свои работы, портфолио. Приехал, выложил портреты перед преподавателями. Помнится, мне там сказали, что еще рано начинать с портретов. Портреты ведь только с 4-го курса. Так сказать, сразу «дали по рукам». Посмотрел подготовительные экзамены, там начинали с фигур базовых, а я таким никогда и не занимался. Расстроился, конечно, но что поделать. Сейчас понимаю, не хватило, наверное, тогда духа, настойчивости, решительности.… Пришлось вернуться обратно.

— То есть получается, что Вы всю жизнь в основном рисовали портреты?
— Да, абсолютно всю свою жизнь рисовал портреты. После того, как ушел на пенсию, больше ударился в пейзажи. Все-таки в таком замечательном крае живем. Я вспоминаю, как был в командировке в Атырау, где нефть и газ, да и зарплаты у людей отличные там, и пенсии большие. Но природы там, к сожалению, вообще никакой нет, лишь голая степь.

У нас природа замечательная. Часто выезжаю на этюды, вдохновляюсь. Но становится грустно в тот момент, когда заезжаю в Щучинск. Сразу печаль на душе, даже желания смотреть по сторонам, нет. Весь наш город какой-то серый, в бурьяне, много неорганизованных свалок. Сейчас снежок все проблемы города немного прикроет, но все мы знаем то, что будет весной… Школьников и студентов выгонят на субботники, но потом все эти мешки с мусором и листьями будут стоять по всему городу и никто их не уберет. Обидно, когда сравниваешь Щучинск с другими городами. Еще здесь нужно учитывать то, что летом у нас огромное количество туристов. Щучинск – это же входные врата в Боровое. А я помню совсем другой город… чистый, ухоженный, уютный.

— А как Вы попали в Щучинск?
После службы в армии поехал в Кокшетау, там выучился на водителя автобуса. Там нас учили, стажировали, потом еще здесь, в Щучинске, два месяца стажировались.

— Геннадий Николаевич, а почему сейчас такая проблема с водителями в нашем городе?

Молодежь не готовят, почти все водители в возрасте. Это нужно как-то решать. В те  времена, когда я работал, было 57 населенных пунктов в районе, куда ходили автобусы. Только в три населенных пункта автобусы не ходили. А сейчас совсем наоборот – только три населенных пункта и обслуживаются. Водителей нет, автобусов тоже. В Астане проблему решили следующим образом: государство берет автобусы в лизинг, потом все эти деньги отрабатываются.

— Сколько лет Вы проработали в ПАТП и когда вышли на пенсию?

— На пенсию я вышел в 2019 году, имея более 40 лет трудового стажа.

И параллельно с работой с Вами всегда было искусство?

— Да, но особо это не афишировал. Сейчас, когда уже вышел на пенсию, вступил в творческое объединение художников «Арт Бурабай». Раньше стеснялся, ведь образования нет, я полностью самоучка.

— Вы сказали, что особо не афишировали то, чем занимались, но сейчас Ваши работы можно увидеть на выставках. Какой совет Вы можете дать людям, которые до сих пор не могут показать свое творчество другим? Как Вы побороли этот страх?

Я очень долго не решался. У меня очень много рисунков, буквально тысячи, которые ушли «в стол». В 2016 году, кажется, была выставка Шкригунова Александра Панкратовича в Доме Культуры. Александр Панкратович – мой земляк, в 1942 году, одновременно с моим отцом, добровольно ушел на фронт. На эту выставку я пришел со своими работами. Это, конечно же, были портреты, я, наконец-то решил показать их людям. Я очень обрадовался, что гостям выставки портреты понравились.  

— Геннадий Николаевич, а что Вы хотите передать, когда рисуете портрет какого-либо человека?

— Когда работаю с людьми, то у меня есть желание передать эмоции, мимику, всю человечность. Хочется передать и характер человека. Особенно люблю рисовать стариков. Ведь у стариков богатый жизненный опыт, а портрет этот опыт передает просто замечательно… Хочется, чтобы было видно, что человек прожил долгую жизнь.

— Есть ли у Вас моменты, когда совсем не хочется рисовать?

— Бывают и такое, но редко. Иногда делаешь что-то очень долго, старательно, а итоговый вариант не устраивает. Сразу начинаешь думать: «Все, бездарь, нет толку рисовать, заканчивать пора со всем этим». Думаю, что у многих творческих людей так и происходит. А когда что-то получится, то радуешься.

— А как человеку справиться с тем, когда что-то задуманное не получается в творчестве? Продолжать или просто остановиться, отдохнуть?
— Если честно, то факторов очень много, нужно прочувствовать этот момент. В одной ситуации нужно остановиться, а иногда наоборот, постараться собраться с силами и продолжать работу. Я много читаю и смотрю про разных художников. Читал про Серова, что он более 80-ти раз мог перерисовать портрет, чтобы получился шедевр, устраивающий живописца. Получается, что он выбрал первый вариант – работать, пока не достигнешь нужной точки. Но не всем и не всегда это подходит.

— Вы привели отличный пример про Серова. Получается, что решает не талант, а усердная работа? Существует ли талант по Вашему мнению?

— Да, талант существует, но одним талантом ничего не добиться. Всегда нужна колоссальная работа, чтобы полностью раскрыться.

— А каких еще художников хотели бы упомянуть? Есть ли любимые?

— Репин, Яр-Кравченко. У них прекраснейшие работы, на которые можно смотреть бесконечно и бесконечно ими вдохновляться.

— Посещали ли вы Эрмитаж, Третьяковскую галерею?

— Да, там я видел работы этих художников вживую. В советское время было так: мы заканчивали 9 классов школы, на каникулах помогали совхозу. Где-то на ток отправят, где-то еще чем-то помочь. И как благодарность за наш труд, в июле-августе нас собирали и отправляли в Москву, в Ленинград. Все это за счет Совхоза. Сейчас такого, к сожалению, нигде нет.

— Какие у Вас были эмоции при виде картин великих художников?

— Тяжело передать словами эмоции, испытанные мной. Учителя меня буквально вытаскивали из музеев, ведь я буквально мог встать и застыть перед полотном того же Репина.

— Чаще всего художники показывали свои работы самым дорогим людям, а лишь потом всем остальным. У Вас также?

— Сначала работы видит моя жена — Любовь Александровна. У нас двое замечательных детей – Ирина и Денис. Еще есть внучка Виктория.

Про жену могу сказать, что она – мой самый главный критик. Она всегда скажет честно, если картина ей в чем-то не понравилась. Иногда у нас целые дебаты происходят из-за каких-то картин. Такую честность я очень ценю, ибо художнику обязательно нужен такой человек, который может и покритиковать, и поддержать.  

Расскажите о том, как у Вас происходит работа над пейзажами?

— Сначала я ловлю ракурс, это является обязательным этапом. Потом могу сделать набросок на листе А4, либо в альбоме. А уже дома сажусь и основательно начинаю работать.

— Вижу, что на многих картинах у Вас изображена осень. Почему именно это время года?

Любимый сезон – это осень. Как писал Пушкин: «Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи». А осенью все идеально сбалансировано: и тепло, и комаров уже почти нет, и алые закаты, золотые листья… Все это вдохновляет и позволяет писать в ярких красках, что я очень люблю.

— Чем Вы больше всего любите рисовать?

Раньше у нас были только карандаши и акварельные краски. Масляные трудно было найти. Сейчас с этим проблем нет. Также экспериментирую, могу что-то нарисовать гелевой ручкой.

— А как выглядит Ваш рабочий процесс дома? Любите работать в тишине или что-то слушаете на фоне?

— Любимым делом занимаюсь под музыку. Слушаю работы композиторов Сергея Чекалина, Сергея Грищука. Раньше, еще в детстве, когда современных композиторов не было, слушал Поля Мориа. Спокойно, мелодично. Это уже потребность для меня. Музыку слушаю для настроения, концентрации. Также и политические программы могу послушать.

— Отмечаете ли Вы Международный день художника? Как планируете его провести?

— Да, отмечаю обязательно. В этот день, кстати, у «Арт Бурабай» планируется выставка в Педагогическом колледже. Там будут и мои новые работы. Кстати, приглашаем всех желающих на выставку.

— Какие дальнейшие планы в Вашем хобби?

— Хочется ответить одной фразой: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах».

— Если бы Вы сейчас делали личную выставку, то о чем бы она была?

Думаю, что никого не удивлю, если скажу, что будут две темы: портреты и пейзажи.

— Что хотели бы пожелать художникам нашего города, района?

— Поздравляю всех наших художников с праздником — Международным днем художника! Отдельно хочу отметить и поздравить всех членов нашего объединения «Арт Бурабай». Желаю творческих успехов, вдохновения и всего самого наилучшего!
— Геннадий Николаевич, спасибо Вам за такую увлекательную беседу!
— Спасибо и вам! Творческому коллективу «Луча» желаю новых идей, вдохновения и благодарю за теплую встречу!

Иван ТИТАРЕНКО