Своими мнениями о том, как лучше распределить учебную нагрузку на детей, поделились учителя, врач и общественники.
Что случилось. С сокращением продолжительности учебного года до 34 недель ежедневная нагрузка на школьников увеличилась. При сохранении пятидневки дети проводят в школах до шести часов. В связи с этим в обществе назрел вопрос: что лучше для здоровья и самочувствия школьника – по семь-восемь уроков в день или шестидневка? С этим вопросом корреспондент Informburo.kz обратился к педагогам, врачам и родителям.
Контекст. С 2022-2023 учебного года в Казахстане школы перешли на пятидневную неделю, за исключением школ с трёхсменным обучением. В связи с этим Минпросвет решил продлить и учебный год, до 36 недель. Это давало возможность сократить количество уроков в день, снизить интенсивность изучения сложных тем и организовать образовательный процесс на принципах развивающего обучения.
Однако в 2023 году от реформы отказались и вернули прежнюю продолжительность учебного года: в правительстве сообщили, что решение о продлении было поспешным и требует более тщательной подготовки.
В Минпросвете сообщали, что возвращаться к шестидневке из-за сокращения учебного года не будут. Однако в Карагандинской области ввели уроки в субботу по просьбе родителей школьников, обучающихся во вторую смену, – занятия заканчивались почти в девять часов вечера. Управлению образования региона пришлось искать компромиссное решение.
Мнения учителей расходятся. Среди педагогов есть те, что считает, что в школах должна быть шестидневная учебная неделя. По их словам, 7-8 уроков в день – большой перегруз для учащихся.
«Я считаю, что должна быть шестидневка. Когда дома отдыхать, делать уроки, заниматься внеклассной работой? Это же невозможно. Я считаю, что должно быть шесть учебных дней в школе. Мы учились, была шестидневка, всё было нормально, мы всё успевали. Нужно ли за пять дней настолько нагрузить детей, чтобы угробить их здоровье? Считаю, что нет», – отметила директор школы на пенсии Любовь Фляум.
Того же мнения придерживается учитель английского языка в школе имени Толстого в селе Иргели Алматинской области Алина Шамсуддинова.
«Я считаю, что чем проводить восемь уроков в день, лучше ввести шестидневку, но при этом в субботу пусть в расписании будут такие предметы, как труд, физкультура. Уже после пятого урока дети устают, да и педагогам тяжело», – заметила Алина Шамсуддинова.
Однако среди преподавателей есть и те, которые приветствуют пятидневку. По словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе Алины Алимбаевой, сейчас очень много интересных мероприятий проводят по субботам, то есть учителя могут без отрыва от работы и ущерба рабочему процессу посещать их.
«Я, несомненно, за пятидневку. Дети и учителя должны полноценно отдыхать, как и все в обществе. Дети с родителями очень часто на выходных куда-то выезжают, это отличная возможность всем побыть вместе. Ну, и нужно не забывать, что у учителей тоже есть свои семьи, которым нужно внимание», – отметила Алина Алимбаева.
Мнение родителей. Член РОО «Казахстанский союз родителей» Ирина Бородкина напомнила, что пятидневку в Казахстане ввели в 2018 году вместе с обновлённой программой. По её словам, в мае этого года объединение провело опрос среди родителей для того, чтобы узнать, сколько же школьников перешли на пятидневную учебную неделю в связи с продлением учебного года.
«88,7% уже учились пять дней в неделю. Если это было установлено, выработано и опробовано уже годами, то каким образом сейчас сокращение учебного года повлияет на количество дней обучения? Что добавилось нового в программе, если убрали эти две недели? Мы знаем, что в прошлом году не пересматривали ни типовые учебные планы, ни другую документацию Министерства просвещения в сторону увеличения учебного года, то есть на 36 недель планы не писали. Эти две недели, как говорили в Минпросвещения, оставляли на повторение», – объяснила Ирина Бородкина.
По её словам, ещё один большой вопрос – по количеству часов, в СанПиНах и типовых учебных планах нормы разные. В последних количество часов больше.
«Наши чиновники говорят, что сократили учебный год, который они продлили в прошлом году, и поэтому мы теперь не успеваем освоить программу. Но ключевой вопрос: пять лет подряд, уже с 2018 года дети по пятидневке учились, программа разработана под неё. Каким образом вот эти непонятные две недели прибавили-убавили и что-то изменилось, мне как родителю непонятно», – подчеркнула представитель родительской общественности.
По словам Ирины Бородкиной, проблема заключается именно в количестве учебных часов в неделю.
«Предельная учебная нагрузка есть в ТУПах, СанПиНах. Если она не сходится, то это не проблема родителей. Это проблема, которую должно решить министерство вместе с Минздравом. После этого можно будет решать: пяти- или шестидневка. Вопрос «Что лучше?» опять же не стоит, потому что ведомство говорит, что гимназии и лицеи могут ставить факультативы, дополнительные уроки на субботу. Всегда так было, и опять тут вопрос упирается в количество часов предельной нагрузки. Поэтому первичная задача – определить количество часов», – пояснила она.
Пока нет единой центральной установки, как это должно быть, не стоит пугать детей и родителей ухудшением условий образования, заключила Ирина Бородкина.
Член РОО «Казахстанский союз родителей» Анастасия Машнина также отметила необходимость сохранения пятидневки в школах.
«Пятидневка – это один из столпов «обновлёнки». Тогда же ввели уроки по 40 минут. Это три кита», – сказала Анастасия Машнина.
Мнение врачей. Педиатр Нуржамал Аубакирова считает, что в вопросе выбора графика учёбы в школах нужно учитывать анатомо-физиологические особенности и изменения в нервно-психическом развитии детей. По словам Нуржамал Аубакировой, учащиеся меняются с возрастом, у них меняется потребность в питательных веществах, микроэлементах, белках, жирах и углеводах.
«Например, если взять учеников начальных классов – это категория детей, которые неусидчивые, поэтому к ним нужен особенный, игровой подход, чтобы переключать их внимание. Что касается детей постарше, учащихся 5-11 классов, здесь так же. Они уже более усидчивые, но потребность в питательных веществах, белках и жирах у них намного выше, чем у детей в начальных классах. Поэтому в этот период нужно уделить внимание тому, чтобы дети полноценно питались, активно двигались. Если они будут долго сидеть на уроках, то они не смогут восполнить все эти потребности. Поэтому нужно, чтобы занятия были разнообразными, чтобы переключать внимание ребёнка с умственной деятельности на физическую», – отметила Аубакирова.
При этом педиатр считает, что в школах должно быть несколько перерывов, чтобы дети успели поесть, а также желательно, чтобы был перерыв на прогулки. Если ребёнок длительное время находится в школе, нужно давать ему время просто отдохнуть и посидеть.
«Можно организовать какой-нибудь кружок, где школьник может просто посидеть, заняться творчеством. Если мы говорим про шестидневку, то для детей это очень сложно, потому что ребёнок должен полноценно отдыхать, спать, питаться. Если все эти шесть дней он будет в школе, все понимаем, что в школе дети не успевают ни поесть, ни отдохнуть, это будет большая нагрузка для организма. Всё-таки лучше пятидневка, чтобы ребёнок эмоционально и физически отдохнул от школы, побыл вместе со своими родителями. Также многие дети сейчас посещают кружки. Представьте, если у него семь уроков, а он ещё с нагрузкой пойдёт на кружки. Чтобы была равномерная нагрузка, например, в субботу-воскресенье ребёнок посетит один-два кружка, отдохнёт и будет полноценно в эти дни питаться», – подытожила врач.
Новые предметы. Ещё один вопрос, волнующий родителей, – введение в среднем и старших звеньях новых предметов, например, «Глобальные компетенции». Многие родители надеялись на снижение нагрузки за счёт исключения из программы предмета «Самопознание» и не понимают, зачем нужно тратить время на новые дисциплины, по которым даже не выставляются оценки.
В Министерстве просвещения ответили, что курс «Глобальные компетенции» является элективным курсом, который способствует формированию и развитию критического мышления обучающихся, навыков исследования, коммуникации, решения и анализа проблем, имеющих глобальное значение, формированию ценностных ориентиров и этических норм.
«В рамках курса у обучающихся формируются навыки медиаграмотности и финансовой грамотности, экологической культуры, культуры здорового образа жизни и безопасного поведения, а также личностные качества: честность, порядочность, доброжелательность, ответственность за свои действия. Курс включает в себя шесть разделов: «Этика и этикет», «Экологическая культура», «Гражданственность и патриотизм», «Безопасность жизнедеятельности», «Медиаграмотность и финансовая грамотность», «Светскость и основы религиоведения», разработанных с учётом возрастных особенностей обучающихся», – пояснили в ведомстве.
Почему это важно знать. Мнения экспертов по вопросу учебной нагрузки на детей разделились. Это говорит о том, что и пятидневная, и шестидневная учебная неделя имеют свои преимущества и недостатки, поэтому здесь трудно найти однозначно правильное решение. Если нагрузку нельзя сократить, то педагогам и родителям необходимо планировать и распределять её таким образом, чтобы найти оптимальный, разумный баланс между учёбой и отдыхом.